Масштабные войны, которые затронули Европу и Азию в середине XX века, а также серия колониальных и постколониальных конфликтов четко обозначили необходимость в специальной категории самолетов. Основным требованием стала способность быстро доставить на ТВД личный состав, боевую технику и припасы. Первоначально транспортные «лошадки» стали трансформацией тяжелых бомбардировщиков. Впоследствии они превратились в отдельный вид авиации — разработка и конструирование таких самолетов требовали безукоризненной работы.

На этом поприще основные достижения принадлежат конструкторам супердержав в лице СССР и США, воздушные суда которых остаются образцом для подражания. Сегодня американские и российские самолеты стремятся потеснить европейские и китайские бразцы. Если первые стараются внедрить собственные ноу-хау, то Китай просто копирует старые советские самолеты, доставшиеся ему в рамках взаимопомощи или купленные в единичных экземплярах.

Как бы то ни было, на 2018 год решающее слово остается за техническим наследием Холодной войны. Об этом однозначно свидетельствует ТОП-5 военно-транспортных самолетов, который специалисты Aviav TM (Cofrance SARL), ведущего авиационного брокера Европы, подобрали специально для читателей ресурса.

5-е Место. Ил-76

Легендарный советский транспортник заступил на службу в 1971 году. Разработчики КБ Ильюшина ставили целью создание самолета средней грузоподъемности, способного выполнять интенсивные перевозки. Воздушное судно стало первым отечественным самолетом такого типа с турбореактивными двигателями. Это увеличило скорость, одновременно позволив нагружать самолет 28 — 60 тоннами полезных боеприпасов или продуктов, перевозимых на расстояние 3 500 — 4 000 км. Из минусов традиционно выделяют высокое потребление топлива, равно как и аварийность. За годы эксплуатации с его участием зафиксировано 60 катастроф.

4-е место. C -17 Globemaster III

Американец, вошедший в эксплуатацию под занавес Холодной войны. Как и предыдущий самолет, он принадлежит к среднему классу, поднимая в воздух до 78 тонн. Его визитной карточкой явилась способность доставлять грузы на местность с отсутствием асфальтированных полос. Это логично, поскольку с началом войны большинство

аэродромов подвергалось бомбардировке. Самолет получил превосходную маневренность, способность подниматься на высоту в 13,7 км и перевозить грузы на расстояние в 4 000 — 5 000 км.

3-е место. C -5 Galaxy

Еще один американский представитель топовых грузоподъемников. Долгое время оставался единоличным лидером гонки, поднимая в воздух до 123 тонн полезного груза. Летный потолок достигает 10 км, а дальность рабочего перелета 4 400 км. Уникальным отличием стала впервые реализованная схема, когда люки грузовых отсеков располагались и спереди и сзади. При загрузке носовая часть откидывалась назад, не затрагивая кабину пилота. Сегодня машина остается ведущим транспортником американской армии и союзников США.

2-е место. АН-124 Руслан

Своеобразный ответ C -5 Galaxy от советских конструкторов. Он обладал большей взлетной массой, поднимая до 120 — 150 тонн груза, что позволило обойти «американца». Загрузка также производилась с носа и с хвоста, но передняя часть откидывалась вместе с кабиной пилота. Боевым крещением самолета стала Афганская война, куда с его помощью активно доставлялись различные грузы и подразделения. Машина эксплуатируется и по сей день в гражданских нуждах. Уже после 2000 года неоднократно велись безуспешные попытки возобновить производство.

1-е место. АН-225 Мрия

Украинский самолет, название которого переводится как «Мечта. Речь идет о машине 1989 года, созданной специально для перевозки космических кораблей «Буран». Это самый грузоподъемный самолет в истории авиации, способный поднимать 250 тонн полезного груза. Потолок составляет 12 км, а дальность эксплуатационного полета 4 000 км. Самолет создан в единственном экземпляре, но в настоящее время на киевском заводе ведется постройка второй машины, интерес к которой проявляют китайские и саудовские инвесторы.